В МИРЕ ГЕРАЛЬДИКИ
Гербы современной России и стран мира. Теория геральдики, правила, история, развитие. Правила составления современных гербов. Вы также можете заказать разработку личного/родового или корпоративного герба, обратившись к автору.
 
 
 
Эмблема Италии представляет собой зубчатое колесо стального цвета с пятью спицами, на которые наложена и вписана пятиконечная звезда с красными краями; колесо обрамлено оливковой ветвью слева и дубовой - справа, которые связаны внизу красной лентой с надписью "REPUBBLICA ITALIANA" белыми буквами.

Основной элемент эмблемы (именно так она называется официально) - пятиконечная звезда - древний символ Италии, означающий защиту нации, известна как "Stellone d’Italia". Звезда всегда ассоциировалась с образом страны, которую, как считается, озаряет своим лучистым сиянием. Такой её представляли в иконографии времён Рисорджименто, и такой она просуществовала на большом гербе объединённого Королевства вплоть до 1890 года. Звезда венчала собой республиканский знак почёта - Звезду итальянской солидарности. В наши дни её присутствие указывает на принадлежность к вооружённым силам Италии.
Стальное зубчатое колесо означает первую статью Конституции, где сказано «Италия — демократическая республика, основанная трудом».
Оливковая ветвь означает мир, внутренний и внешний, т.к. «Италия отвергает войну как инструмент агрессии». Дубовая ветвь означает силу и достоинство итальянских людей. Олива и дуб в целом представляют флору страны, как два наиболее типичных вида итальянской растительности.

Эмблема Итальянской Республики утверждена 5 мая 1948 года.


*******************

История Италии восходит к глубокой древности. 
Согласно легенде в 753 году до н.э. Ромул основал Рим, город на семи холмах, которые сами по себе являлись естественным укреплением, именно поэтому их еще до основания города заселяли крестьяне и скотоводы. С этого момента начинается присоединение земель и развитие Римского государства. 

Если бы правила рыцарской геральдики существовали в эпоху античности, то, без сомнения, у Древнего Рима был бы герб, и его следовало бы считать первым гербом Италии. 
Одним из символом Древнего Рима являлась волчица, кормящая Ромула и Рема. 
"S.P.Q.R." - аббревиатура латинской фразы «Senatus Populus que Romanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи, до III века. Точное значение аббревиатуры "S.P.Q.R.", скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима. Ее использовали с основания Римской республики и продолжали использовать на протяжении существования Римской империи. В таком виде она появляется на большинстве известных монументов и документов. Понятие «народ Рима» включало также женщин и детей (но не рабов). Однако эти последние, в отличие от взрослых мужчин, не обладали полноценными гражданскими правами. В настоящее время золотые буквы "S P Q R" с крестиком в червленом поле, положенные в виде перевязи влево, являются гербом города Рима. 

Одним из древнейших военных значков у римлян был орел. На штандартах (сигнумах), щитах, оружии римской армии и архитектуре Древнего Рима довольно часто изображался одноглавый орёл. Поскольку Юпитер был главным богом, то орёл и перуны-молнии в Древнем Риме изображались гораздо чаще остальных животных и предметов. На аквиле - знаке легиона - орел сидел с раскрытыми крыльями, сидящим на золотой перекладине, к которой прикреплен штандарт из красной материи с золотой бахромой внизу, с аббревиатурой S.P.Q.R золотыми буквами, в обрамлении золотого лаврового венка. Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок ткани пурпурно-красного цвета, который крепился на древке. Вексиллум мог являться и штандартом полководца, который водружался на кануне битвы. (Наполеон скопировал одноглавого орла и перуны на герб своей империи, подчёркивая этим своё право на престол древнего Рима).

          

После принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (нательный крест). Образ лабарума, как считается, явился Константину во сне накануне битвы у Мульвийского моста (312 год). Одновременно он услышал голос, произносящий слова: греч. ἐν τούτῳ νίκα — лат. "In hoc signo vinces" («С этим знаком победишь»). По настоянию Константина, его солдаты поместили изображение лабарума на своих щитах и на следующий день одержали громкую победу, которая доставила их предводителю императорский трон. По другой версии крест появился  в небе прямо перед битвой.

Согласно широко распространенному заблуждению, после перенесения столицы Римской империи в Константинополь в 330 году Константин ввел новую эмблему - черного двухглавого орла на золотом фоне - символ власти императора над Западом и Востоком. Позднее он якобы сохранился в качестве герб Византийской империи, а две головы орла, обращенные в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. На самом деле ничего подобного никогда не было. во первых геральдика как наука появилась только в конце XII века после крестового похода, а во-вторых двуглавый орел как государственный символ оформился в XV веке.

В 395 году последний император объединённой Римской империи Цезарь Флавий Август умер, оставив наследниками Аркадия на востоке и Гонория на западе. Западная часть Римской империи, наименее развитая, страдавшая от набегов "варваров"и частых смен императоров просуществовала недолго. В 476 г. Одоакр вождь герулов (скиров) и предводитель германских наёмников потребовал от императора Ромула Августула и его отца, военачальника Ореста треть Италии для поселения своих воинов. Император отказался выполнить это требование, в ответ наёмники подняли мятеж, провозгласив Одоакра конунгом Италии. Орест погиб, Ромул был низложен 23 августа. Одоакр отправил корону и пурпурную мантию (знаки императорского достоинства) в Константинополь императору Зенону (Зинону) со словами "Как солнце одно на небе, так и на Земле должен быть один император". Зенон узаконил свершившийся переворот и даровал Одоакру титул патриция. Западная Римская империя прекратила существование.
Одоакр был вскоре свергнут остготами, которые, в свою очередь, через полстолетия были подчинены  полководцами Восточной Римской империи.
Смуты и вторжения других германских племён продолжались и в последующие годы, пока лангобарды не положили конец византийскому управлению в большей части Италии.

В 756 г. образована Папская область (бассейн Тибра, Равенна). Папское государство играло большую роль не только в истории Италии, но и в истории всей средневековой Европы.
В 774 году государство лангобардов было присоединено к франкскому королевству Карла Великого. В 781 г. образовано Итальянское королевство во главе с сыном Карла Пипином. 
25 декабря 800 года в Риме папа Лев III, ссылаясь на "Константинов дар" (поддельная грамота о передаче императором Константином I римским папам светской власти над западной частью Римской империи), венчал Карла I Великого императорской короной.

Едва ли что-нибудь имело в последующие столетия большее влияние на историю Италии, чем старания пап избавиться от верховной власти восстановленной германцами Империи и противодействия им со стороны германских императоров. 

Характерной формой итальянского средневекового государства являлись города-государства с республиканским строем. В городах Северной и Средней Италии в XIV—XVI веках сложились раннекапиталистические отношения. Так, Венецией управляли дожи, а в Генуе, Флоренции, Лукке и других городах сложился наследственный аристократический строй (Медичи во Флоренции и т. п.). 
К тому времени титул императора Римского и корона итальянских королей принадлежали германскому королю и ассоциировались с его гербом — черным орлом в золотом поле. Императоры Священной Римской империи были абсолютно уверены в том, двуглавый орёл был символом Древнего Рима. На французской миниатюре 1394 г. изображён Юлий Цезарь с чёрным двуглавым орлом на золотом щите. Тот же фальшивый герб можно наблюдать на многочисленных рисунках немецких художников XIV - XVII вв. 

Проходила на фоне борьбы между папством и империей за господство на Апеннинском полуострове проходила Борьба между гвельфами и гибеллинами. 

На Аппенинском полуострове, разделенном на множество республик, княжеств и королевств, на протяжении столетий не было герба, который обозначал бы всю Италию.

При этом многие итальянские государства имели собственный герб.  Таков был, например, герб герцогства Миланского — лазоревый змей, глотающий червленого младенца. Первоначально имелось в виду, что младенец выходит из змея, подобно сотворяемому миру, выходящему из первобытного хаоса; но со временем это толкование забылось, уступив место более мрачному.
Не менее знамениты красные «шары» великого герцогства Тосканского — гласный герб правящей династии Медичи, намекавший на пилюли, которыми дальние предки герцогов - аптекари (медики) - пользовали больных. 
В Европе и за ее пределами был известен и уважаем золотой крылатый лев в лазоревом поле - герб Венеции, символизировавший евангелиста Марка, покровителя республики. Большой герб Венеции, включавший множество территориальных символов, хорошо иллюстрировал колоссальную значимость этой Светлейшей Республики на Апеннинском полуострове и в Восточном Средиземноморье в средневековую эпоху.

Сам же вечный город - Рим - стал центром Папской области. Вынужденная решать множество чисто светских вопросов, католическая церковь стремилась поддержать авторитет и независимость папы Римского, поставив его во главе собственного государства. Гербом папства как высшего церковного института еще в XIV веке стали скрещенные золотой и серебряный («разрешающий» и «вяжущий») ключи апостола Петра, перехваченные золотым шнуром, под папским венцом (тиарой). Фигуры изображались в поле червленого щита, а иногда и сами по себе, и тогда червленым изображался шнур: это распространенный геральдический прием. Символика герба указывала на права, полученные свыше святым Петром — права «решить» и «вязать» все дела церкви, и на то, что эти права унаследованы преемниками апостола Петра — папами.
Часто ключи понимались буквально: как отпирающие и запирающие врата рая. В действительности же ключи «иносказательно обозначали абсолютный авторитет Христа, переданный Петру. Ключи обращены вверх в знак того, что власть находящегося на земле папы достигает даже небес; при этом золотой ключ относили к небесной церкви, а серебряный — к земной. Крест, образованный ключами, должен был напоминать о распятии Христа. Шнур служил символом единства церкви.
Первоначально тиара была просто белой конической шапкой. Возможно, она появилась между IV и VII веками и понималась как фригийский колпак, традиционный символ свободы и независимости (на сей раз — независимости папы от светских властей). Вероятнее всего, тиара служила своего рода первосвященнической короной. Неудивительно, что к XIII веку она приобрела золотой обруч с зубцами наподобие монарших венцов и в то же время две ленты, свисающие изнутри — обычную принадлежность западноевропейской митры. На рубеже XIII и XIV веков папа Бонифаций VIII добавил второй зубчатый обруч, что должно было означать духовную и светскую власть папы. Вскоре появился и третий венец — возможно, в честь Троицы. Позднее три венца понимали как указание на то, что церковь борется, кается и торжествует; на три части света, известные европейцам в средние века, на то, что папа "священнодействует, управляет и поучает". 

1454 год – документальное закрепление равновесия сил между пятью крупными государствами (Миланским герцогством, Венецианской и Флорентийской республиками, Папской областью и Неаполитанским королевством), множеством мелких графств и синьориями (властью отдельных знатных родов в городах – государствах).
Италия становится разменной монетой в политической игре между Францией и Испанией. В 1559 г. испанцы овладели Миланским герцогством, Сардинией, Сицилией и Южной Италией. Многие другие итальянские государства попали в зависимость от Испании. Папская область, Флоренция во главе с родом Медичи и Венеция сохраняют самостоятельность. В это же время происходит подъем Савойского герцогства при Эмануэле Филиберто (1528 - 1580 г.).


В результате войны за испанское наследство в 1713 г.  савойские герцоги получают Сицилию и королевскую корону, но спустя семь лет взамен Сицилии к Савойе переходит Сардиния, после чего государство начинает называться Сардинским королевством. 
Старинный герб Сардинии напоминал о борьбе с сарацинами: червленый крест в серебре, сопровождаемый по углам черными головами мавров. Но в XVIII веке вместо него почти всегда употреблялся династический — савойский герб с простым щитом, известным с 1239 года: в червленом поле серебряный крест. Таков же щит в гербе ордена св. Иоанна Иерусалимского (сегодня более известного как Мальтийский). По преданию, Амедей IV Савойский помогал ордену оборонять против турок остров Родос и в память о боевой дружбе уподобил собственный герб орденскому. 
Собственно, у савойских государей был и более ранний герб — черный орел в золотом поле (в знак близости к императору). Иногда такой щиток с «родосским» крестом оказывался на груди орла.
Савойским нашлемником была золотая крылатая львиная морда, словно бы держащая шлем в пасти. На этот раз имелась в виду связь с Венецией: Савойские герцоги считались ее почтенными патрициями.
К венецианскому золотому с лазурью гербу восходят и цвета лазоревого, подложенного золотом, намета. Обратное расположение цветов объясняется тем, что финифтью принято расцвечивать лицевую сторону намета, а металлом — оборотную.
Иоаннитский крест, имперский орел, венецианский нашлемник: почти целиком заемный герб должен был показать разнообразие связей и таким образом послужить символом самостоятельности. А главным исконно савойским элементом родового геральдического обихода был знак основанного в 1362 году ордена Благовещения, Он имел вид ажурного медальона, образованного узлами (символ любви), внутри которого изображались фигуры Божией Матери, слетающего к ней Святого Духа и архангела Гавриила. Знак изображали подвешенным на большой цепи, составленной из роз, «савойских узлов» и загадочного девиза "F.E.R.T."  Розы, как символ девства Марии, связаны с золотой розой, которую папа Урбан V вручил графу Амедео VI в 1344 году. Точное толкование букв девиза неизвестно до сих пор. Обычно их расшифровывают как «Fortitude Eius Rhodum Tenuit», то есть «Его доблесть спасла Родос», и относят к подвигам Амедея IV. Девиз "F.E.R.T." считался не только орденским, но и родовым, точно так же, как узел считался геральдическим символом рода, так называемым «немым девизом». 
Существовал также и полный герб с мантией, щитодержателями и многочастным щитом, в котором находилось место и для креста Иерусалимского королевства, и для эмблем, напоминавших о германском происхождении рода, и даже для червленого льва в золотом поле королевства Армении, не говоря уже об эмблемах итальянских владений рода.

Однако первый герб Италии был установлен не одним из перечисленных здесь государей, а Наполеоном. В 1796 году он, еще как республиканский генерал, вторгся в Италию под лозунгом свободы, равенства и братства, подчиняя ее французам. 
Австрия потеряла все свои земли в Северной Италии, где была создана Цизальпинская республика. Папская область отдала большую и богатейшую часть владений.
В качестве компенсации Австрия получила часть Венецианской республики, уничтоженной французами. 
В 1804 году, когда Наполеон уже стал императором, он присоединил к Итальянской республике итальянские владения Франции и принял титул короля Италии, короновавшись древней короной - «железным венцом» ломбардских королей, имевшим вид изукрашенного золотого обруча без зубцов. 
Внутри обруча был помещен другой, тонкий, сделанный якобы из железного гвоздя, которым был прибит к кресту Спаситель; отсюда название короны (как позднее выяснилось, это почерневшее от времени серебро). Ее же новоявленный король поместил в сердцевом щитке итальянского герба, но не настоящую, а стилизованную до неузнаваемости - с зубцами и лазоревую в золотом поле с червленой каймой, обремененной семью золотыми звездами. 
Сложный гербовый щит разрастался, и включал в себя пять эмблем территорий, входящих в королевство, более или менее искаженных странностями бонапартовской геральдики.
Щит пересечен и дважды рассечен. В средней части щита - лазоревый миланский змей, глотающий человека. В первой части в червленом поле два золотых ключа под папским зонтиком (umbraculum) 
- символ Ватикана; во втором лазоревом поле - венецианский лев с фригийским колпаком свободы на голове; в третьем лазоревом серебряный коронованный орел Модены, в четвертом червленом - серебряный крест с лазоревым ламбелем - герб Пьемонта, дополненный в нижнем левом углу серебряной башней (эмблема Ровиго и Фельтре). 
Щит с этим изображением был окружен цепью французского ордена Почетного легиона (вместо знаков ордена Железной короны, специально основанного Наполеоном для Италии) и помещался на груди имперского наполеоновского орла, держащего в лапах перун, под звездой с инициалом «N»; позади располагались две секиры на крест. Весь герб размещался на фоне зеленой горностаевой мантии под королевской короной.
Впрочем, герб не был абсолютно стабильным. Порой зубчатый венец, обозначающий Железную корону, изображали золотым в зеленом поле или даже серебряным в золоте, что было совершенно негеральдично - т.к. налагать металл на металл нельзя. 

Итальянский флаг, разработанный при Наполеоне, был приближен к дизайну революционного флага Франции. За основу взяты геральдические цвета Милана -, белый и красный, а также зелёный — цвет формы местной полиции. Утверждён как флаг Циспаданской республики 9 декабря 1797 года. Впоследствии эти же цвета использовались во флаге наполеоновского королевства Италия и впоследствии стали флагом объединенной Италии.
После падения Наполеона в 1814 году герб был отменен; на Венском конгрессе карта Италии была вновь пересмотрена европейскими державами, но несущественно. А железная корона (на этот раз в своем подлинном виде) попала в сложный герб Австрийской империи, где увенчала рассеченный щиток с миланским змеем и венецианским львом. 

В 1848 году в Италии, как и по всей Европе, началась революция, а затем первая война с Австрией за независимость. Война завершилась неудачно, однако сыграла важную роль в развитии и распространении патриотических настроений.
1859 - 1860 гг. - вторая война за независимость, в результате которой происходит объединение Сардинского королевства с Ломбардией, Тосканой, Романьей, Пармой и Моденой, в которых прошло всенародное голосование. Высадка Джузеппе Гарибальди в Сицилии и объединение с Сардинией Королевства обеих Сицилий.
18 февраля 1861 года в Турине собрался парламент, созванный от всей объединённой Италии. 17 марта Виктор-Эммануил принял титул короля Италии под именем Виктора-Эммануила I. 
В 1870 г. aрмия Виктора Эммануила II заняла Рим, который стал столицей объединенной Италии. 

Династический герб в целом сохранился - червленый щит с серебряным крестом венчал золотой шлем с короной; щитодержатели львы держали в лапах флаги королевства - зелено-бело-красные с савойским гербовым щитом посередине. Именно под этим флагом с подачи Гарибальди произошло объединение Италии. Под щитом располагались знаки главнейших савойско-итальянских орденов. 
Над мантией же вместо короны изображали звезду, известную как "Stellone d’Italia", означающую защиту нации известна как. Звезда всегда ассоциировалась с образом страны, которую, как считается, озаряет своим лучистым сиянием. Такой её представляли в иконографии времён Рисорджименто (объединения Италии).
До 1890 года королевский и государственный гербы Италии совпадали, а затем был установлен пышный монарший герб и две версии государственного. В основе всех трех был червленый щит с серебряным крестом - герб Савойи. В Большом Королевском гербе на щите стоял золотой открытый шлем с железным ломбардским венцом, как короны Италии. Вместо звезды сень была увенчана специально созданной «савойской королевской короной», едва ли не единственной чисто династической короной в истории геральдики. В отличие от обычной королевской, листовидные зубцы на ее обруче перемежались с белыми, окантованными червленью савойскими крестами, а держава, венчающая корону, украшалась золотым крестом особой, трилистной формы, традиционно связываемой со святым Маврикием - покровителем Савойи. Этот венец не был ни собственно итальянским, ни герцогским савойским; не связанный ни с конкретным титулом, но лишь указывал на исключительное достоинство правящего рода.
Под гербовым щитом размещались знаки итальянских орденов - Короны Италии, Святых Маврикия и Лазаря, Савойских военного и гражданского орденов, и посередине - Высшего ордена Святого Благовещения.

Что касается королевского герба, то помимо сени более пышного вида, нежели в государственном гербе, в нем присутствовала государственная хоругвь, поднимающаяся из-за сени и символизирующая суверенитет. Древко хоругви было увенчано фигуркой савойского орла, рядом с которым развевались ленты с боевыми девизами (кличами) рода: «Савойя!», «Святой Маврикий!» и «Хорошие новости!».
Щиток с крестом на груди черного орла заменяла герб  на королевском штандарте и на знаках некоторых итальянских орденов.

Малый герб Итальянского королевства представлял собой червленый с серебряным крестом щит, увенчанный короной и окруженный цепью со знаком Высшего ордена Святого Благовещения.
Коронованный щит, но с синей каймой был размещен в центре государственного флага.


В начале XX века Италия, формально заключившая союз с Австро-Венгрией и Германией, всё больше сближалась с державами Антанты. В 1915 г. она вступила в Первую мировую войну на стороне последней. Победа в войне принесла Италии территориальные присоединения (Триест, Истрия, Южный Тироль).
В стране росло влияние правых. В 1919 г. возникла Фашистская партия Италии, а в 1922 г. после похода чернорубашечников на Рим и вручения королю своих требований она пришла к власти, установив диктатуру во главе с Бенито Муссолини. 
В 1929 г. согласно Латеранскому договору Италией гарантирован суверенитет Ватикана. Италия начала проводить агрессивную политику, захватила Эфиопию (1935—1936), Албанию (1939).
           


Придя к власти, фашисты заменили в государственном гербе традиционных щитодержателей львов своими партийными эмблемами - фашинами (ликторскими пучками) с завязками в виде савойских узлов. Щит окружала цепь со знаком ордена Святого Благовещения. Внизу располагалась синяя лента с трижды повторенным девизом "FERT".  Королевский герб остался прежним.
Заключив военный союз с нацистской Германией и Японией, Италия в 1940 г. вступила во Вторую мировую войну. Однако война привела к тяжёлому поражению Италии. 
Лишившись в ходе Североафриканской кампании своих колоний в Африке, потерпев неудачу на Восточном фронте, Италия капитулировала в 1943 г. После этого в страну вошли войска нацистской Германией. На оккупированной территории северной Италии была создана формально независимая "Итальянская социальная республика" во главе с Б.Муссолини. 
Гербом республики стал щит цветов итальянского флага с добавлением посередине ликторского пучка фашистов. Сверху на щите сидел орел с расправленными крыльями.
Это марионеточное государство прекратило своё существование в конце апреля 1945 года, в результате наступления войск союзников. Муссолини был схвачен и казнен. Италия была освобождена.

Решение о создании герба Итальянской Республики было принято в октябре 1946 года. Процесс создания нового герба продолжался почти два года. Было решено объявить открытый конкурс по всей стране со следующими условиями: на гербе должны быть отображены Звезда Италии, а также символика земель и муниципалитетов. При этом строго запрещалось использование символик политических партий.

На первый конкурс были присланы 637 проектов. Пятерым победителям было предложено изготовить новые эскизы, но уже по более конкретной тематике, выдвинутой Комиссией. А именно, в центре - крепостная стена с башнями, образующая форму короны, в обрамлении гирлянд из ветвей, типичных для итальянской флоры. Наверху – золотая Звезда Италии, внизу – изображение моря, а также слова: "Единство и Свобода".


Оказалось, этот проект понравился не всем. Был объявлен конкурс, основной задачей которого поиск символа, связанного с идеей труда. 5 мая 1948 года после завершения всех доработок и определения окончательных цветов.

Президент республики Э. де Никола подписал законодательный указ о присвоении Италии её нового символа. Уважение к традиции не позволило назвать этот негеральдический знак гербом — он был утвержден как «государственная эмблема». 

С самого начала ее сочли недостаточно специфичной для Италии, и на морских флагах страны, а также на президентском штандарте вместо нее оказалась вариация на тему гербов Венеции, Генуи, Амальфи и Пизы - щит разделен начетверо: в первой червленой части золото лев Св.Марка, стоящий левой передней на книге и с мечом в правой; во втором серебряном поле червленый крест; в третьем лазоревом - серебряный мальтийский крест; в четвертом червленом - серебряный крест с тремя шариками на каждом конце, 

Необходимость замены всех этих эмблем настоящим гербом страны обсуждается уже давно, в том числе и в парламенте. Но проблема в том, что все ранее употреблявшиеся гербы Италии воспринимались как символы династий или режимов, а не страны как таковой.
 

По материалам "Геральдического альбома" и из собственных источников
 
Опубликовал: RustamA 26.07.2012 1503
10
Понравилось 10 посетителям
 
 
 
Комментарии (0)
Нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии, необходимо или Зарегистрироваться